Виды АКПП

Небольшой исторический экскурс в развитие идеи автоматических трансмиссий.

Коробка переключения передач возникла в качестве идеи еще на заре автомобилестроения, когда стало ясно, что транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания нуждается в  некоем посреднике - трансмиссии. В течение нескольких десятков лет были предложены различные варианты исполнения такого механизма, в том числе и такие, которые позволяли изменять крутящий момент бесступенчато. Самым простым вариантом такой КПП был так называемый вариатор. Теоретические его конструктивные особенности были предложены еще в начале ХХ века, практически же его использование было очень сложным вплоть до конца ХХ же века. Простейший вариатор представляет собой систему из двух шкивов и ремня. Сами шкивы имеют вид двух конусов, соединенных вершинами. Эти конусы могут сдвигаться и раздвигаться, изменяя, таким образом, диаметр шкива. Такой механизм позволяет плавно менять передаточное отношение в определенном диапазоне. До недавнего времени ремень был самой слабой частью вариатора, потому его практическое использование было ограничено, а первая попытка внедрения в автопроме закончилась крахом. Современные вариаторы имеют совершенно надежный ремень, состоящий из стальных сегментов трапециевидной формы и стальной ленты. Такой ремень позволяет не беспокоиться о надежности механизма и потому вариаторы сейчас устанавливаются и на мощные автомобили. Впрочем, до сих порт вариаторы не так сильно распространены в автомобилях, потому ремонт вариаторов часто стает проблемой для владельцев машин с таким агрегатом на борту.

Другим типом АКПП является гидротрансформатор с планетарной передачей. Он наиболее сложный по устройству и работает на основе гидравлики. Такая коробка передач начала использоваться в США в начале 50х и положила начало т.н. «золотой эре» автомобилестроения. Роскошные и мощные полноразмерные американские автомобили неизменно ассоциируются именно с АКПП – «механику» там представить сложно. Однако «тот» гидротрансформатор отличался от современного, поскольку имел меньшее количество передач. Планетарной такая АКПП называется из-за использования механизма планетарной передачи, который описан в статье «Устройство АКПП». Данный вид шестерен позволяет легко менять передаточное соотношение благодаря остановке или замене одного из вращающихся элементов, или объединив их между собой специальной фрикционной муфтой. Гидротрансформатор в такой АКПП плавно меняет скорости входного и выходного валов, однако диапазон изменений достаточно узок. Такая конструкция вместе с преимуществами имеет и недостатки в виде потери мощности, больших габаритов и сложности обслуживания. Однако, тем не менее, это наиболее распространенный тип АКПП в автомобилях на сегодняшний день.